Удастся ли Зеленскому остановить падение рейтинга «Слуги народа»?

Мысли вслух по поводу социологии и последних телодвижений политиков.

По результатам опросов, проведенных группой «Рейтинг» в период с 29 июня по 3 июля, 62 % опрошенных выразили однозначную готовность принять участие в голосовании на досрочных выборах в Верховную Раду 21 июля 2019 года, ещё 23% заявили, что скорее готовы брать участие, 12% голосовать не будут, 3% не определились.

Мыльный пузырь надежд
Лидером симпатий избирателей по-прежнему остается «Слуга народа», его готовы поддержать 42,3% избирателей, что, однако на 5,9% процента ниже показателя конца мая. Такое падение рейтинга партии Зеленского вызвано тем, что президент разочаровывает украинцев, отдавших за него голос. За полтора месяца в должности Зеленский стал похож скорее на Порошенко, чем на «слугу народа», в образе которого шел на выборы. У него как не было, так и нет определенной позиции по Минским соглашениям и урегулированию конфликта на Востоке, как и почти по 100 % других пунктов повестки дня. Да и по округам от «Слуги народа» баллотируются десятки проходимцев, решивших на волне популярности заскочить в Верховную Раду.
  
Помимо неопределенной позиции и одиозных членов списка, Зеленский грешит отказом от обещаний, данных во время президентской кампании. Сразу после избрания Зеленский фактически открестился от понижения тарифов, а его представитель Андрей Герус вообще заявил, что «президент пошутил», а на самом деле не обещал снизить грабительские расценки на услуги ЖКХ.

Поддержка населением политической силы Зеленского основана больше не на симпатиях к молодому и перспективному политику, а на усталости от бесконечных и провальных реформ его предшественника Порошенко и бесперспективности курса правящей элиты, который последние пять лет держали прорвавшиеся в Раду националисты. Политическая технология, применяемая «Слугой народа» эксплуатирует ожидание перемен к лучшему у электората:
– когда спикеры дают максимально размытые обещания, чтобы избиратель понимал их слова так, как он хочет понять;
- когда один спикер дает обещание, нацеленное для Галичины, другой для Центральной Украины, а третий для Юго-Востока.
Но социология показывает, что рейтинг «проседает», время работает против «Слуги народа». Вот почему бенецифиары проекта «Зеленский» в лице Коломойского, Пинчука и других так хотят досрочных выборов, ведь к осени останется не более 15 – 20 %.

Лидеры оппозиции
Все социологические исследования показывают, что второе место держит «Оппозиционная платформа - За жизнь» Виктора Медведчука, которая растет примерно на 3 % в месяц. 
В отличие от Зеленского & Co, партия Медведчука предлагает конкретные ответы на все животрепещущие проблемы – как остановить войну, как прекратить экономическую разруху, как снизить коммунальные тарифы, которые власть использует для грабежа простых украинцев.
  
Партию поддерживают миллионы украинцев, которые не приняли Евромайдан, считают прозападный курс бедой для Украины, выступают против войны на Донбассе и т.д. 
К тому же Медведчук совершает конкретные поступки – он освободил более 800 человек, вернув 489 пленных только на сторону Украины. Он предложил план мирного урегулирования на Донбассе, предусматривающий создание автономного региона «Донбасс» (со своим парламентом и исполнительной властью) в составе Украины, который полностью соответствует Минским соглашениям. Фактически партия Медведчука занимается реальным восстановлением мира, в отличие от Зеленского, который пришел к власти, эксплуатируя надежду простых украинцев на прекращение войны на Донбассе, а теперь поет те же песни, что и Порошенко. 

Третий на колокольне
Партия Петра Порошенко на выборах в Раду провела ребрендинг, чтобы избавиться от токсичного имени бывшего президента. Теперь БПП называется «Европейская солидарность» - она улучшила свой результат и вышла на третье место - 8,3% в начале июля против 7,8 % в мае, разница в 0,5 % вполне укладывается в статистическую погрешность 2,2%. 
Такая разница в уровне электоральной поддержки по сравнению с президентскими выборами, на которых Порошенко набрал 24, 45% голосов избирателей, объясняется тем, что за экс-президента голосовала консолидированная радикальная часть общества, преимущественно с Западной Украины. После президентских выборов этот электорат растекся по всему правому спектру парламентского поля - одни за Порошенко, другие за объединенные силы националистов в лице ВО «Свобода», третьи за «Самопомощь», четвертые – за Гриценко и Тимошенко. 

«Голос» Сороса и Пинчука
Партия «Голос» во главе с певцом Святославом Вакарчуком улучшила свои результаты за последний месяц с 5,6% до 7,2%, сравнявшись с «Батькивщиной» Юлии Тимошенко и заняв почетное четвертое место. Судя по динамике роста «Голос» опережает «Батькивщину» по политической привлекательности. Проект Вакарчука – это просто клон Зеленского с целью повторить успех комика-президента, но уже на парламентских выборах. К созданию «Голоса» приложили руку структуры Сороса, ведь список «Голоса», похоже, почти полностью состоит из иностранных агентов, существующих на его гранты. А также деньги Коломойского, который надеется создать коалицию в ВР «Слуга народа» плюс «Голос». При этом олигарх использует проект «Оппозиционный блок» во главе с беспартийным Евгением Мураевым как спойлер, который работает против настоящей оппозиции.

Электорат Вакарчука представлен патриотически-настроенной молодежью и средним классом западной Украины, желающих скорейших либеральных реформ и радикальной евроинтеграционной политики с одновременным снижением присутствия государства во всех сферах общественной жизни. Если коротко, то это эдакие национал-либералы.
Фактически «Голос» оттянул националистически настроенный электорат «Слуги народа», который был скорее против Порошенко, нежели за Зеленского.

Бег на месте
«Батькивщина» Юлии Тимошенко делит вместе с «Голосом» четвертое место, прибавив 0,3% рейтинга, что, опять же, скорее похоже на статистическую погрешность, нежели на тенденцию к росту. Проблемы у Юлии Владимировны начались еще в 2014 году, когда она радикально националистической риторикой, не оставила для себя шанса уйти с националистических на центристские позиции. Да и на президентских выборах Тимошенко загнала себя на узкое поле националистического электората, где с тех пор и топчется, конкурируя с ПЕС, «Голосом», Гриценко, Ляшко и Смешко. В этом пространстве у нее нет поля для маневра, поскольку любые заявления в сторону смягчению националистических позиций «Батькивщины» моментально лишат ее радикального электората. На антикоррупционном поле Тимошенко также нечего делать, оно надежно занято «Слугой народа» и «Голосом».

Остальные партии не проходят пятипроцентный барьер и имеют рейтинг с тенденцией к понижению, например «Сила и честь» Игоря Смешко потеряла 0,5 %, опустившись до 3,8%, «Гражданская позиция» Гриценко потеряла 0,6% и сравнялась по показателям с Радикальной партией Ляшко - 2,4%.
В стане аутсайдеров несколько прибавили «Оппозиционный блок» и «Украинская стратегия Гройсмана», которые на этих выборах исполняют роль спойлеров, чтобы отрывать голоса у других партий, рейтинг остальных политических сил не превышает 2%.

Автор: 
КРИВУЛЯ СЕРГЕЙ