Цемент для Зеленского. Что в регионах будут строить префекты

Самый радикальный элемент ожидающейся административной реформы – полная ликвидация районных советов в областях

Владимир Зеленский намерен форсировать укрепление президентской вертикали власти. Центр усилит контроль над регионами и при этом сократит их финансирование.

Такие выводы можно сделать из презентованной в Киеве 23 октября реформы местного самоуправления. На презентации выступили представители Банковой (первый замруководителя президентского Офиса Сергей Трофимов), правительства (министр развития громад и территорий Алена Бабак) и парламентского монобольшинства (первый замглавы фракции партии "Слуга народа" Александр Корниенко). Было четко видно, что предстоящая реформа - это консолидированная позиция всей Зе-команды, а не инициатива какого-то ее крыла.

Главный и самый радикальный элемент реформы - ликвидация среднего звена местного самоуправления в сельской местности. Сейчас оно имеет три звена: областные советы - районные советы - советы территориальных громад. Теперь райсоветы ликвидируются как класс.

Сами районы тоже упраздняются. Вместо 490 районов планируется создать 100 округов, но без окружных советов. То есть в каждой области будет в среднем по четыре округа, где-то больше, где-то меньше.

Областные советы и советы громад будут иметь срок полномочий четыре года вместо нынешних пяти лет. Они смогут создавать собственные исполкомы.

Вместо областных и районных госадминистраций будут действовать областные и окружные префекты. Их будет назначать и увольнять президент по представлению Кабмина (точь-в-точь как сейчас он назначает и увольняет глав госадминистраций). Они будут координировать деятельность территориальных органов центральных органов исполнительной власти (ЦОИВ). А кроме того, префекты будут блюсти интересы президента и следить, чтобы они не нарушались местными советами.

Если префект сочтет, что какие-то акты органов местного самоуправления не соответствуют Конституции или законам Украины, он сможет приостановить их действие и одновременно обратиться в суд, чтобы тот признал их незаконными и отменил. А вот акты органов местного самоуправления, которые угрожают безопасности или территориальной целостности Украины, префект будет иметь возможность отменить сразу.

Таким образом, хотя эта реформа подается как расширение местного самоуправления, но в действительности она ослабит сеть местных советов, ликвидировав ее среднее звено, и укрепит влияние на нее президентской вертикали. При этом центр получает ощутимый финансовый выигрыш. Сеть районных органов ЦОИВ при превращении ее в сеть окружных органов укрупнится впятеро и почти во столько же раз сократится ее финансирование. Ну и вообще не будут тратиться деньги на содержание райсоветов.

На первый взгляд, эту реформу будет весьма трудно продать избирателям. Все-таки 390 городов и поселков лишатся статуса райцентров (и притом не станут центрами округов), что автоматически приведет к уменьшению поступлений в местный бюджет, сокращению числа рабочих мест и т. п. Но при грамотном пиаре на предстоящих местных выборах можно будет сделать упор на том, что благодаря Зе-реформе сокращается число бесполезных и коррумпированных депутатов и чиновников районного звена. При этом можно будет напропалую обещать, что никаких изменений к худшему не произойдет. А как будет на самом деле - это выяснится лишь после выборов, ибо в полном объеме реформа вступит в силу тогда, когда начнется срок полномочий новоизбранных местных советов.

Пока же планы Зе-команды таковы. Уже на ближайшей пленарной неделе парламент изменит процедуру утверждения правительством перспективных планов формирования территорий громад, исключив из закона необходимость одобрения этих документов областными советами. После этого правительство утвердит обновленную Методику формирования состоятельных территориальных громад. Также в скором времени парламент получит проект изменений в Конституции и направит его в Конституционный суд. Довольно высока вероятность того, что проект успеет вернуться из Конституционного суда и получить 226 голосов нардепов еще на текущей сессии. Тогда окончательное голосование, требующее 300 голосов, состоится на следующей очередной сессии, которая начнется 4 февраля 2020 г. Затем будут приниматься законы об административно-территориальном устройстве, о местном самоуправлении, о службе в органах местного самоуправления и др. Проекты этих законов уже нарабатываются.

Остается под вопросом, захочет ли Зе-команда успеть провести местные выборы уже весной, не дожидаясь срока очередных выборов 25 октября 2020 г. Ответ будет зависеть от переговоров по Донбассу. Судя по всему, Зе-команда хотела бы провести местные выборы одновременно с выборами в ОРДЛО, согласно мирному плану Зеленского.

Джерело: 
Вінницькі новини